Неизвестное Клусеево.



Усадьба Клусеево принадлежала роду дворян Катениных более пяти с половиной веков. Она расположена на территории Чухломского района Костромской области. О Катениных и об их усадьбах много сказано и написано, особенно в связи со знаменитым представителем этого рода П.А. Катениным - поэтом, переводчиком, декабристом, другом А.С. Пушкина, Н.И. Бахтина, А.С. Грибоедова и других известных деятелей русской культуры. Переходя по наследству, усадьба побывала в руках многих представителей рода Катениных, занимавших различные военные и административные должности в Московском государстве и Российской империи. На них мы не будем останавливать свое внимание, так как связанные с ними и их деятельностью факты, в большинстве своем известны и описаны, а попытаемся проникнуть в область скрытую, завуалированную целой системой символов, не отложившуюся на страницах беспристрастных документов и потому, не попавшую в область внимания исследователей.
В начале 1790-х годов Клусеево по разделу досталось Андрею Федоровичу Катенину, родившемуся в 1766 г. В 1788 - 1790 гг. он участвовал в войне с Турцией и, после взятия Очакова, вышел в отставку в чине капитана. Приехав для постоянного проживания в Костромскую губернию, он около 1800 г. женился на Ирине Юрьевне Лермонтовой, дочери секунд-майора Юрия Матвеевича Лермонтова, владельца соседней усадьбы Колотилово. Поселившись в Клусееве, Андрей Федорович задумывает переустройство старой усадьбы. В 1793 г. он закладывает каменный храм с престолом в честь Святителя Николая Чудотворца. Сохранившаяся по сей день, хотя и в сильно руинированном состоянии, Никольская церковь принадлежит к достаточно редкому в русской архитектуре 2-ой половины XVIII – начала XIX вв. типу тетраконха.
После женитьбы на Ирине Юрьевне Лермонтовой около 1800 г. Андрей Федорович приступает к строительству нового дома в Клусееве. Деревянный одноэтажный с антресолями главный дом усадьбы был возведен недалеко от церкви, по всей видимости, на месте старого обветшавшего. Параллельно со строительством дома достраивалась Никольская церковь. К ее трапезной пристраиваются приделы с престолами Архистратига Михаила и Святого благоверного князя Александра Невского, небесных покровителей сыновей Андрея Федоровича. Александра и Михаила. А с восточной стороны возводится трехъярусная квадратная в плане колокольня. Окончательно строительство было завершено в 1803 г. Церковь обнесли деревянной оградой, при ней выстроили дом священника. Внутри ограды располагалось кладбище, где нашли упокоение многие представители рода Катениных.
Думаю, не стоит более подробно останавливаться на архитектурных достоинствах сооружений в Клусееве. Это сделано уже не единожды, а рассмотрим более подробно планировочные особенности усадьбы.
Как можно полагать, служебные и хозяйственные постройки тоже были выстроены заново. Дворовым, по всей видимости, являлся западный фасад главного дома, перед которым находилась широкая выровненная площадка курдонера, а за ним располагался весь комплекс хозяйственных строений.
Со стороны восточного фасада дома Андрей Федорович разбивает парк. От дома перпендикулярно его фасаду отходила трехрядная аллея шириной в 4 сажени, что соответствовало ширине колонного портика. С обеих сторон от аллеи двухрядной обсадкой по ширине дома были образованы прямоугольные боскеты. Все эти направляющие замыкались на центральном планировочном элементе парка, которым являлась композиция из циркульных посадок липы мелколистной. Высаженные в виде «живой стены» деревья образовывали здесь серию расходящихся от центра колец. Разрывы, имевшиеся в плотных рядах насаждений, продолжали линии аллей, примыкавших с северо-запада и юго-запада к этой композиции, образуя четкое перекрестье, делившее ее на четыре части. Полученная в результате планировочная схема представляла собой лабиринт, семантическое значение которого как символа долгого и трудного пути к познанию истины уходит в глубокую древность, и бытовало в культурах многих народов. В этом же значении лабиринт широко использовался и в садово-парковом строительстве XVIII – начала XIX вв., отмечая философские приоритеты этого времени. Многочисленные аллеи, подходившие к лабиринту от дома, символизировали множественность выбора пути к достижению цели. С северной, восточной, а также частично южной стороны лабиринт был окружен плотной стеной обсадки, выполненной из липы мелколистной. В совокупности с другими элементами, включенными в структуру планировки этой композиции и поддерживающими периметральную линию, она в плане образовывала квадрат. Этот геометрический символ выражал ориентирование человека в пространстве, установку его жизненной сферы на страны света и их сверхъестественных стражей, в смысле «четырехмерного определения местоположения». Так же как и лабиринт, квадрат на местности всегда увязывался с осями координат, что объясняется, в первую очередь, желанием разобраться в хаотически проявляющем себя мире посредством введения направлений. В клусеевском парке углы периметрального квадрата также четко сориентированы по сторонам света, что в совокупности с радиальным делением лабиринта образует схему, абсолютно увязанную с пространством. Сверхъестественные фантастические стражи, призванные оберегать стабильность этих мировых ориентиров, в разных культурах обозначались по-разному, но чаще всего их олицетворяли с силами природы, например, с ветрами. Главным из них был резкий северный ветер, называвшийся, например, в греческой мифологии Борей. Здесь нельзя не сказать о замечательном совпадении, которое прекрасно образованные и несомненно знавшие мифологию Катенины возможно как-то обыгрывали. Несколько севернее Клусеева располагалась усадьба Бореево, принадлежавшая брату Андрея Федоровича Александру. Бореево, как место обитания Борея, вполне могло быть предметом шуток братьев. В клусеевском парке северный угол периметрального квадрата был закреплен еще одним малым квадратом, выполненным в виде пруда. Квадрат, олицетворяющий земные силы и самого человека, в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному силам небесным, божественным. Круг, вписанный в квадрат, - это попытка графическими средствами согласовать оба элемента. Квадрат считается отражением соразмерного с человеком космоса, в центре которого находится небесный столб (ось мира). Центр круга или серии расходящихся кругов в мистических системах означают Бога. Соответственно при наложении обоих символов, как это сделано в клусеевском парке, мы получаем схему, абсолютно подтверждающую первостепенность Божественного. Таким образом, человек проходивший по лабиринту в Клусееве находился на долгом и запутанном пути к Богу. Теперь можно только гадать, что же находилось в центре клусеевского лабиринта, некая скульптура, обелиск или иное сооружение, олицетворявшее итог прогулки-инициации, но именно от этого места начиналась прямая трехрядная аллея, приводившая путешественника-философа к храму. Пройдя по ней, человек только должен был перейти мостик, перекинутый через канаву заполненную водой, символическую реку Ахеронт отделяющую мир живых от мира мертвых, церковь от парка, и войти во врата церковной ограды, чтобы попасть на сакральную территорию, населенную душами предков, уже достигших конца путешествия. Погост, в данном случае, был так же напоминанием для рискнувшего вступить на путь познания истины, что духовная природа достигает освобождения только через философскую смерть чувственной личности человека. Этим же маршрутом, по всей видимости, провожали всех умерших в Клусееве Катениных в последний путь. Следовательно, человек, не прошедший этой дороги, в философском смысле, при жизни, все равно проходил ее после смерти. Таким образом, программу усадебного парка в Клусееве можно было прочитать, например, следующим образом: «Путей к истине множество! Путь познания труден и долог! Но итог известен для всех – погост!».
Западнее парка, между домом и церковью, расположено два пруда. Из них ближайший к главному дому, меньший по размеру, имеет форму вытянутого овала с усеченными краями. Он подпитывается водой из находящегося поблизости ключика, оформленного в виде колодца. Второй пруд, расположенный рядом с церковью, имеет форму почти правильного круга. От него отходит канава, по которой сбрасывается из пруда излишек воды, а также дренируется прилегающая к церкви территория. Пройдя вдоль церковной ограды, канава впадает в овальный обвалованный пруд, расположенный на противоположной стороне парка. Пруды имели не только утилитарное и эстетическое значение, но несли и символический смысл. Поверхность воды всегда сопоставлялась с зеркалом. Согласно древним верованиям отражение и отражаемое имеют магическую связь, а образы, возникавшие на поверхности вод, зеркальной поверхности, служили для предсказаний, поскольку считались отражением некоего «антимира». Воплощения темных сил не могут выносить созерцания собственного отражения, поэтому зеркало, водная поверхность несут также и охранительные функции. Таким образом, окруженная прудами усадьба была защищена от проникновения в нее сверхъестественных демонических существ, оберегая незащищенную душу, открытую для познания от нежелательного влияния темных сил. Все подчинялось тому, чтобы ищущий мог познать свет истины, обрести сокровенные знания.
Все эти семантические изыски указывают на принадлежность создателя парка, в Клусееве, к масонству. В основе композиции парка лежит наугольник, которому в масонской символике придавался особый статус, как ассоциируемому с прямоугольностью, правосудием, справедливостью, олицетворял любовь к Богу и ближнему. Угольник, с двумя неравными сторонами, находящимися в отношении 3:4, (именно в этой пропорции находятся друг к другу аллеи в парке усадьбы), указывает на теорему Пифагора, изучаемую и чтимую масонами, поскольку позволяет обозначить треугольник с длиной сторон 3, 4 и 5. Круг, так же лежащий в основе композиции парка олицетворяет циркуль, а – квадрат означает опять же угольник. Комбинация циркуля и угольника символизирует широко распространенные космологические умозрительные идеи связи неба и земли. В качестве масонских атрибутов эти инструменты являются персонификацией «свободных искусств», таких как астрономия, архитектура и география. Циркуль и угольник, вместе со священной книгой являются тремя «великими светильниками» указывающими на идеальный круг «всеохватывающего человеколюбия». Обряд масонского посвящения учит, что одно острие циркуля закрепляется в собственном сердце, в то время как другое объединяет посвященного со всеми братьями. В этой связи, можно считать не случайным, то, что одна из аллей в композиции начинается от главного усадебного дома, сердца всего комплекса, места обитания самого владельца.
После отставки, Андрей Федорович, очевидно, нигде не служил, занимаясь хозяйством в усадьбе. Он скупал деревни и усадьбы в разных губерниях и к концу жизни располагал значительной собственностью. Никто из его потомков живших в Клусееве никаких серьезных изменений в планировке усадьбы не произвел. И поэтому садовый шедевр созданный Андреем Федоровичем дожил до сегодняшнего дня фактически в первозданном виде. И хотя парк понес значительные утраты, церковь стоит в руинах, а дом застыл, видимо навсегда, в стадии незаконченной реконструкции, усадебный ансамбль в Клусееве тем не менее остается одним из интереснейших на территории Центральной России.

Ойнас Д.Б.

Ойнас Д.Б. О семантических особенностях планировки парка усадьбы Клусеево.
//Вестник Костромской археологической экспедиции. Вып.1. Кострома. 2001. С.173-175

Комментарии

Популярные сообщения