Аконит (Борец). Язык цветов

 Значения цветка из «Языка цветов» бытовавшие в различных списках конца 18 - 19 века:


  • Мизантропия, близкая опасность, ядовитые слова. В европейской традиции


Безусловно, такое символическое значение этого цветка следует из его свойств. Это растение ядовито. Ядом аконита пользовались в разные эпохи и разные народы. История отравлений ядом аконита настолько обширна, что он стал одним из символов опасности и смерти. Эффект опасности усиливается еще и тем, что само по себе растение очень красиво. Но за внешней красотой скрывается угроза, близкая опасность. Все виды этого растения во всех своих вегетативных органах, в особенности в листьях и корнях, содержат одуряющее ядовитое вещество жгучего острого вкуса, содержатся алкалоиды, в первую очередь – аконитин.
Борец, или Аконит (лат. Aconítum- род многолетних травянистых ядовитых растений семейства Лютиковые (Ranunculaceae) с прямыми стеблями и с чередующимися дланевидными листьями. Латинское название рода Aconitum (Аконит) произошло от греческого греч. Aconae - «скала, утёс» или Acontion - «стрелы». Растение было известно под тем же названием ещё в древности.

Иллюстрация из книги -
Flora von Deutschland Österreich
und der Schweiz (1885)
Его виды носят и другие русские народные названия - «борец-корень», «волчий корень», «волкобой», «иссык-кульский корень», «царь-зелье», «царь-трава», «чёрный корень», «чёрное зелье», «козья смерть», «железный шлем», «шлемник», «каска», «капюшон», «лошадка», «туфелька», «лютик голубой», «синеглазка», «прострел-трава», «прикрыш-трава». Немецкое название - Eisenhut - дано растению за сходство цветка со шлемом с опущенным забралом. Часто упоминается как ведьмин цветок.
Многие виды борца, растущие в умеренном поясе Северного полушария, именно Aconitum stoerckeanum, Aconitum napellus, Aconitum variegatum, культивируются цветоводами ради красивых цветов, в основном тёмно-синих или фиолетовых, реже жёлтых и беловатых, собранных в длинные кисти или пирамидальные головки.
В медицину аконит введён лейб-медиком австрийского императора Антоном фон Штёрком еще в XVIII веке, в честь которого впоследствии был назван один из самых распространенных в садовой культуре видов аконита - Борец Штёрка.
О целебных свойствах аконита писал В. Даль, прославившийся как составитель знаменитого"Толкового словаря". В письме к Одоевскому "Об гомеопатии" он писал о применении им аконита для лечения воспаления легких. Знаменитый русский писатель П.И. Мельников-Печерский в романе "В лесах" отозвался об этом ядовитом растении как о средстве от сорока болезней.
Поскольку аконит даже в незначительных дозах чрезвычайно ядовит, в современной медицине настойки на его основе применяются только наружно. Фармацевтические производные аконита являются эффективными обезболивающими средствами при радикулитах, невралгии, подагре и ревматизме.
Двеннадцатый подвиг Геракла
В античной традиции этот цветок посвящён Сатурну. Одна из легенд о происхождении растения связана с мифологическим героем Древней Греции - Гераклом. При выполнении двенадцатого подвига герой пленил и вывел из царства Аида трёхголового стража преисподней Цербера. Оказавшееся на поверхности чудовище, ослеплённое ярким солнечным светом, стало бешено вырываться. При этом из его пастей потекла ядовитая слюна, залившая землю и траву вокруг, и там, куда она попадала, поднимались высокие, стройные ядовитые растения. А поскольку произошло всё это якобы вблизи города Акони, в честь его и назвали необычный многолетник - «аконитум».
Марк Антоний
В Древнем Риме аконит пользовался успехом как декоративное растение и широко культивировался в садах. Однако римский император Траян в 117 году запретил выращивать аконит, так как были частые случаи подозрительных смертей от отравлений. В Древней Греции и Риме аконитом отравляли приговорённых к смерти. В одной из своих поэм Овидий рассказывал, что Медея хотела отравить Тесея соком аконита.
Плутарх рассказывал об отравлении этим растением воинов Марка Антония. Воины, в пищу которых попадал аконит, теряли память и были заняты тем, что переворачивали каждый камень на своем пути, будто искали что-то очень важное, пока их не начинало рвать жёлчью. По преданию, именно от аконита умер знаменитый Тамерлан - ядовитым соком этого растения была пропитана его тюбетейка.

Бог Тор
Названием «борец» растение обязано скандинавской мифологии: борец вырос на месте гибели бога Тора, победившего ядовитого змея и погибшего от его укусов. Германцы называли аконит шлемом бога Тора и волчьим корнем (Тор, как говорилось в мифе, боролся с волком с помощью аконита). Отсюда, как считают, произошло и наше русское название аконита - борец, волкобойник.
В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком - воплощением Мирового Зла. Древние галлы и германцы натирали экстрактом этого растения наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков, пантер, барсов и других хищников. Это в какой-то мере подтверждают сохранившиеся в народе прозвища аконита - волчий корень, волкобой, у славян - песья смерть, песье зелье, чёрное зелье.

Дмитрий Ойнас, 2013 г.

Комментарии

Популярные сообщения