Усадьба Высокое Шереметевых

Усадьба Высокое.
Смоленская область, Новодугинский район

Это один из интереснейших пореформенных усадебных ансамблей в Центральной России.
В нем, безусловно, присутствуют характеристики, как традиционной помещичьей усадьбы, так и комплекса нового типа – усадьба-экономия. Но в концептуальном, так сказать идеологическом смысле, комплекс создавался и претендовал, прежде всего, на позицию своеобразного культурного центра, который бы не только предоставлял возможности для реализации личных пристрастий владельцев, но и притягивал творческих людей, которые бы здесь реализовывали свои идеи. Владельцы поддерживали местные крестьянские промыслы, создавали возможности для обучения крестьянских детей и развития их способностей. По сути, это была одна из первых инициатив, которые оформились в дальнейшем в целое направление и реализовались в виде таких центров как Талашкино, Абрамцево и др.
Безусловно, идейным вдохновителем всего этого была супруга графа Дмитрия Николаевича Шереметева, дочь местной помещицы М.П. Мельниковой, Александра Григорьевна. Ее вкус и предпочтения пришлось учитывать известному архитектору Н.Л. Бенуа при проектировании ансамбля. Хотя, впрочем, свою лепту в облик усадьбы внес и граф Д.Н. Шереметев и, безусловно, его сын, последний владелец усадьбы А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества.
Архитектурный ансамбль, строился с 1867 по 1873 годы под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера. В ансамбле нет единого архитектурного или художественного стиля. Все это достаточно эклектично. Главный дом, построенный в мотивах французского классицизма XVII века, соседствует с Тихвинским храмом, созданным в неорусском стиле. Служебные постройки также очень разнообразно созданы – то в позднеклассическом, то в романском стиле, то в неоготическом, а то и в романтических формах «швейцарского вкуса».
И сама планировочная композиция ансамбля весьма оригинальна - здесь нет ярко выраженной планировочной доминанты. Все  основные объемы как бы разнесены и разобщены.  Тем не менее, эта разрозненность архитектурных объемов - кажущаяся.
Свое­образие композиции и архитектурно­го облика усадьбы состоит в том, что именно парк, объединяет разностилевые постройки в стройный и гармоничный ансамбль. Он смешанного сти­ля с регулярной и пейзажной частя­ми. Сохранилось в нем большое коли­чество старовозрастных деревьев и элементов планировки со смыслами и символами которых еще предстоит разобраться.

Все эти разностилевые, но безусловно оригинальные архитектурные сооружения, объе­динены эффектно выстроенной дорожной сетью, при дви­жении по которой архитектурные сооружения выступают из зелени деревьев, как бы наплывают друг на друга, создавая эффект постоянно меняющейся картины, по динамике приближающийся к кинематографическому. Это так называемый прием «смены кадра». В такой ситуации разнообразие форм и стилей сооружений становит­ся вполне оправданным и резонным. Такой прием не был изобретен в Высоком, этот метод использовался широко в паркостроении. Но именно здесь, эффект этого приема возведен в высшую степень, не только благодаря грамотному размещению строений, но и за счет их стилевого разнообразия. Усиление эффекта смены кадра, делает это познавательное путешествие настоящим приключением. Меняются кадры, меняется ваше восприятие окружающего и самой жизни. В эту идею заложен как философский, так и образовательный эффект.Парк в Высоком смешанного стиля. Типологически он относится к так называемым плакорно-склоновым паркам. Стилистически, он такой же эклектичный как и весь архитектурный ансамбль. В плакорной части присутствуют элементы и регулярного парка (барокко), и роматического, пейзажного (английского), и псевдоестественные рощи позднего классицизма, и элементы которые можно отнести к неорусскому стилю, якобы воспроизводящие древнерусский сад и тд. А вот западную, склоновую часть усадьбы, занимает прекрасный ландшафтный парк, спускающийся по крутому склону к реке Вазузе.
От дворца, размещенного на кромке, откры­ваются великолепные виды на искусственно террасированный склон со свободно размещенной на нем древесно-кустарниковой растительностью, обилие воздуха и пространства, уходящие за горизонт дали, серебря­щаяся глубоко внизу лента Вазузы делают это место в высшей степени живописным.
Таким образом, главным достоинством этого комплекса является именно стилевое разнообразие объединенное общей концептуальной идеей и заложенными в него пока скрытыми от нас смыслами. Что требует продолжения исследовательских усилий.
С точки зрения возрождения и развития этого комплекса именно эти его индивидуальные особенности необходимо сохранять и подчеркивать.

Дмитрий Ойнас,

24.02. 2015

Популярные сообщения