Коломенский творческий кластер


Коломна. Коломенский творческий кластер
Дмитрий Ойнас, директор проектов АНО «Коломенский посад», ведущий эксперт Центра культурных инициатив Московской области.
Журнал SPEECH, №18, 2017

Город в Московской области, речной порт на Оке, крупный промышленный центр и транспортный узел. Основан в первой половине XII в. Заслуженно считается одним из древнейших и красивейших городов Подмосковья.

В XXI веке Коломна столкнулась с необходимостью срочного поиска мер по сохранению своего старого города – расположенного за стенами кремля «коломенского посада». Фактически эта территория была заброшена, постепенно превращалась в маргинальное пространство, среда и памятники разрушались, недвижимость катастрофически обесценивалась. При этом именно благодаря этому пространству Коломна удерживала статус исторического поселения. Необходимо было создать условия саморазвития данной территории, вернуть сюда функцию, причем желательно ту, которая здесь существовала ранее. Только в этом случае сложившаяся городская среда, старинные здания могли получить новую жизнь и в идеале сами себя содержать. Ключевым ресурсом, который стал инструментом развития старого города, было признано материальное и нематериальное наследие, генетически связанное с этим местом. Дело было за малым – выработать формы его интерпретации, донесения его до современного потребителя, сделать его актуальным и востребованным сегодня.

Первые опыты работы с интерпретацией коломенского наследия начались еще в 2007-2008 годах. Но более серьезная работа развернулась, когда небольшая группа энтузиастов, впоследствии объединившаяся в некоммерческое партнерство Коломенский центр познавательного туризма «Город-Музей», по просьбе администрации Коломны, организовала городской фестиваль «Ледяной дом» (в 2008 году). В основу фабулы фестиваля был взят сюжет одноименного произведения известного писателя-романиста, уроженца города Коломны, Ивана Лажечникова.

Уже во время подготовки к проведению фестиваля стали вырабатываться принципиальные подходы к методам работы с локальным наследием, сообществом и городским пространством. За основу был взят принцип подлинности, аутентичности, смысл которого заключается в том, что любой проект возрождения и интерпретации наследия должен опираться на его историю и символическое содержание.

24 января 2009 года в городе появился первый небольшой музей пастилы – «Музей исчезнувшего вкуса», возрождавший один из исторических брендов Коломны, исчезнувший столетие назад. Проект был поддержан Благотворительным фондом В. Потанина. Музей и сама тема коломенской пастилы, которой он был посвящен, стали своеобразным полигоном для отработки методов работы с локальным наследием, городским пространством и местным сообществом. Естественно, что для той формы наследия, которое продвигал и интерпретировал музей – пастилы, необходима была организация процесса ее воспроизводства. Поэтому была создана реальная производственная линия этого продукта. Нарастающий интерес к теме и увеличивающиеся объемы производства потребовали развития и других направлений, связанных с ними, – дизайн, упаковка, сувенирная линейка, музейные и туристические программы и сервисы…

В 2010 году некоммерческим партнерством «Город-Музей» был получен небольшой грант (от фонда В. Потанина) на исследование Коломенского посада. Результатом стал проект комплексного развития этой территории, формат которого его авторы определили как «творческий кластер» общей емкостью около двухсот малых и средних компаний, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Сегодня, всего шесть лет спустя, коломенский творческий кластер включает в себя три крупных взаимосвязанных и взаимодополняющих модуля: музейный квартал, творческие индустрии и туристскую инфраструктуру. Этот «микс» служит залогом привлекательности и высокой добавленной стоимости генерируемого кластером культурного предложения. К слову, за период реализации проекта туристический поток в город вырос в несколько раз: сегодня он составляет более 450 тысяч человек и продолжает расти.

Всего же творческий кластер предполагает создание порядка 20 основных брендовых бизнес-цепочек, таких как «Коломенская пастила», «Коломенский калач», «Коломенские травные чаи», «Деньга коломенская», «Коломенский горшок», «Кудиновский фарфор», «Сурановское мыло», «Коломенская репа», «Коломенский шелковый платок», «Коломенский трамвай», «Иван Лажечников», «Бабий рынок», «Коломенский сад» и другие. Восемь из них уже реализованы и функционируют – в том числе воссозданная в 2011 году историческая Фабрика пастилы при поддержке Благотворительного фонда региональных социальных программ Вагита Алекперова «Наше будущее». Кроме того, это «Музей-Калачная» (2013), «Музей-Навигатор (2016) и т.д. Музей-резиденция «Арт-коммуналка Ерофеев и другие» площадка, созданная в 2012 году, соединила в себе музейную экспозицию, общественное пространство и творческую резиденцию современных художников и писателей. Она была создана на основе государственно-частного партнерства и работает, прежде всего, с местным сообществом, являясь частью Центра культурных инициатив Московской области.

При создании каждого такого проекта и развития инфраструктуры, связанной с ним, важнейшим остается принцип подлинности, т.е. максимальное сохранение объемов и деталей архитектуры, среды, предметного ряда, исторической фактуры … Для нас, в связи с этим, очень важны любые нюансы, позволяющие создать эффект погружения в атмосферу жизни прошлого коломенского посада, производить знания и впечатления, порождаемые атмосферой, средой, стилем и образом жизни, аутентичной кухней, программами реально прожитой жизни (real lived life), символической сувенирной продукцией. В соответствии с этой рамкой мы подходим не только ко всем нашим объектам, задействованным в индустриях кластера, но и вообще к городской среде. Используем различные методы убеждения и воздействия на местное сообщество. Вовлекаем жителей в сотрудничество на различных проектах кластера. Ведем образовательную деятельность по темам, связанным с местными формами наследия. Проводим различные культурные акции и мероприятия – во главе с уже традиционным, организуемым нами ежегодно (с 2011 г.), международным яблочно-книжным фестивалем «Антоновские яблоки».
 
В этом смысле очень неплохо себя показывает принцип – «делай как я!». Демонстрируя на своих объектах образцы качественно отреставрированных исторических зданий, созданных малых форм – заборов, ворот, беседок, рекламных модулей, благоустроенных пространств для отдыха, мы вынуждаем следовать за нами и местных жителей. В совокупности с демонстрацией эффективно работающих на этих объектах экономических моделей, возникает интерес к наследию, как к хозяйственному ресурсу, и, соответственно, повышается его капитализация. Жители постепенно стали осознавать не только ценность сохранения объектов наследия, но и норм развития средовой застройки. Перед нами не стоит задача производить каждый из наших продуктов на весь мир. Наш проект не про агропромышленные комплексы или глобальные производства, а про небольшие гибкие локальные предприятия, создающие вокруг себя творческие активности, любительские клубы, образовательные центры, привлекающие местную молодежь и, таким образом, развивающие территорию.

За восемь лет реализации проекта депрессивная, вымирающая историческая часть города (Коломенский посад), превратилась в престижное место жизни. Стоимость недвижимости в этом районе приблизилась к московским ценам. Город вошел в десятку самых популярных малых туристических городов России. Коломенский кремль стал победителем в конкурсе «Символ России», а коломенская пастила в 2014 году стала официальным лакомством перекрестного года культуры Великобритания-Россия и вошла в линейку национальных сувениров. Проект в целом в 2016 году получил Премию Правительства Российской Федерации в области туризма.
 
Сейчас в коломенский кластер входят несколько десятков музеев, галерей, выставочных залов, 47 творческих мастерских, салонов, ателье, 12 творческих производств, 19 - гостиниц, хостелов, гостевых домов, 22 ресторана, кафе, кондитерских, 12 туристических компаний,  1 автопредприятие, 2 агропредприятия и 1 формирующийся фермерский рынок в формате Slow Food. В совокупности, в кластере сегодня занято более 2 500 человек.

Самое важное для проекта – воссоздать локальный исторический продукт, которым пользовались или который ели наши предки. Тот самый! С тем самым вкусом, в тех самых традициях и формах. Люди приходят к нам не с целью поесть, а с целью открытия для себя вкусов и ароматов истории. Мы про это. Недаром наш девиз – «попробуй историю на вкус»! И практика показывает, что он служит прекрасным генератором развития. Выбрав в качестве стратегии городского развития культивирование творчества в историческом центре, Коломна приобрела шанс запустить механизм новой экономики, и постепенно становится центром творческой активности Московского региона, привлекая в город сотни тысяч стремящихся к познанию культурных туристов.


Дмитрий Ойнас

Журнал SPEECH, №18, 2017

Популярные сообщения