Спасо-Преображенская мужская пустынь в городе Плёсе

 

На западной окраине города Плёса, на берегу Волги, некогда располагался мужской Спасо-Преображенский монастырь. Единственными напоминаниями о его существовании служит каменная Преображенская церковь, стоящая на старом городском кладбище, да бытующее среди жителей города название этого места – «пустынка», «пустыня».

Основан монастырь был неким безвестным монахом, видимо задолго до первого упоминания о нём в документах в 1667 году. Логично было бы предположить появление монастыря в XV веке, в период активного движения севернорусского монашества в «лесную пустыню», осваивавшего самые дальние и глухие окраины Северо-Восточной Руси, под влиянием учения преподобного Сергия Радонежского. Монастыри и пустынки появлялись вблизи городов, посадов, больших торговых трактов и судоходных рек и в лесной глуши этого еще полуязыческого края. Православие тем более активно проникало в эти земли, чем активнее они осваивались центральной Московской княжеской властью. И поэтому еще одним аргументом в пользу появление монастыря именно в XV веке является расцвет города Плёса, связанный со строительством Великим Московским князем Василием Дмитриевичем в 1410 году новой большой плёской крепости. Что знаменовало повышающийся интерес Великого князя к этим окраинным землям Московского княжества.

Плёсский Спасо-Преображенский монастырь располагался на берегу Волги, под горой, на естественной террасе ограниченной с севера склоном к реке Волге, с юга горой, а с запада глубоким, поросшим лесом оврагом, с протекающим по дну его ручьем. Первоначально граница города находилась на некотором удалении от монастыря, что способствовало уединенной жизни насельников этой небольшой мужской обители.

Первые известия о монастыре дошли до нас от XVII века. Из них видно, что все строения монастыря, в это время, деревянные, и что имел он две церкви: холодную во имя Преображения Господня освященную в 1667 году, и тёплую во имя Сретения Пресвятой Богородицы. Последняя была воздвигнута по храмозданной грамоте Московского Патриарха Иоакима в 1678 году и освящена игуменом монастыря Герасимом в 1682 году. Документы сохранили для нас имена и последующих игуменов этой обители: до 1720 года монастырем управлял игумен Никодим, а с 25 октября 1720 года в монастырь определён игумен Моисей. В апреле 1721 года монастырь, в котором числится всего три монаха, назначен игумен Иона.
В 1727 году, по справке присланной Коллегии Экономии Синодального Правления, на запрос Синодального Казенного Приказа о Спасо-Преображенском монастыре видно, что «во оной пустыне братии: иеромонах и монахов четыре человека, за тою пустынею вотчин и угодей, денежных доходов не имеется, а питаются те монахи от вкладчиков и от своих трудов». Надо заметить, что вкладчиками монастыря были не только купцы и мещане плёсского посада и рыбные ловцы плесской Рыбной слободы, но и крестьяне окрестных деревень, дворяне владевшие имениями на тяготеющих к Плесу в землях.

В 1728 году в монастыре произошло несчастье. От сильного пожара выгорели почти все деревянные монастырские строения – церковь Преображения Господня и братские кельи. Монахам и сбежавшимся на подмогу богомольцам, «… в то пожарное время…», удалось отстоять только одну малую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, в которой в дальнейшем и проходили службы. Но к 1734 году эта церковь настолько обветшала, что и в ней проводить служение стало опасно. И тогда братия: иеромонах Иосиф, казначей монах Варсонофий и монахи, а также богомольцы и вкладчики монастыря, решили отстроить новую деревянную Преображенскую церковь на старом ее месте, о чём и написали прошение на имя «Всеприсветлейшей державнейшей Великой государыне Императрице Анне Иоановне самодержице всероссийской» о разрешении строительства. Разрешение было получено в 1736 году, а на следующий год церковь уже была выстроена.

Вид Преображенской пустыни.
Фрагмент рисованной параллели Плеса 1800 г. авт. неизв.
В феврале 1764 года Императрица Екатерина II издала манифест о секуляризации монастырских, церковных и архиерейских вотчин. Эта реформа не обошла стороной и Плёскую Спасо-Преображенскую пустынь.

В июле 1764 года комиссией о церковных имуществах было решено закрыть монастырь и для составления описи «духовных имениев» пустыни был прислан подпоручик Лаврентий Рославлев. Ко дню приезда Расловлева, 3 июля 1764 года, в Преображенской пустыни жили «строитель иеромонах Макарий, за старостию рукоделия не имеющий, и двое бельцов, дьякон Иван Фёдоров и дьячек Иван Иванов, также рукоделия не имеющие. «За той пустыней вотчин, пустошей, земель и лугов, также мельниц, соляных варниц, конских и протчих заводов, рыбных ловель, поверстных лесов и заповедных рощей не имелось».

Территория пустыни, «… длинную на 26, шириною на 13 саженях» (приблизительно 55 на 28 м.), была обнесена деревянною оградою, «… две стороны забранные заборами в столбы…», две рубленны в лапу. На территории стояла соборная церковь Преображение Господне 1737 года постройки в один престол, деревянная с деревянною же шатровую колокольнею, на которой висели четыре небольших колокола. Настоятельская деревянная келья и две братские, также деревянные кельи, представлявшие собой простые клетские избы с сенями, крытые дранкой. В них «…печи глиняные, кругом лавки, полы и потолки бревенчатые, тесанные, волоковые и красные окна, двери на железных крючьях».

Кроме того, подпоручиком Рославлевым была составлена опись убранства соборной церкви – алтаря, иконостаса, клироса, а также церковной утвари, как-то священнических риз, эпитрахилей, поручей, стихарей, воздухов, покровов, чаш, ковшей и другого, а также два десятка служебных книг рукописных и печатных в переплетах.

По упразднении монастырь был включён в территорию города Плёса, и городская черта прошла западнее монастыря по безымянному оврагу, что видно из фиксационного плана города 1775 года. Преображенский храм стал приходским. Приход храма был сельскохозяйственный, приписаны к нему были деревни из ближайших окрестностей.
Межевой план 1782 г.
В 1782 году 15 декабря на землю Преображенской церкви «… с кладбищем и поселившимися при оной церкви на градской селидебной земле священно и церковно служителей дворами…» был составлен межевой план землемером поручиком Чагиным. Всего эта площадь занимала 1678 квадратных сажен и простиралось примерно на 80 метров к востоку от Пустынского ручья и на 100 метров по его течению. Церковь с окружающим его кладбищем занимала юго-восточную часть участка, а северная его половина была занята четырьмя дворами причта: священника Степана Иванова, дьякона Ивана Григорьева, дьячка Ивана Иванова и пономаря Петра Иванова. От этих дворов и церкви в сторону посада отходил «пешеходной переулок». Другой переулок спускался к берегу Волги. Вокруг лежала «… незаселенная земля владения купечества и мещанства города Плёса…»

Приход Преображенской церкви явившийся правопреемником пустыни сохранил за собой всю монастырскую собственность, в том числе и земельную. По времени составления межевого плана 1782 года на территории бывшего монастыря появилась лишь еще одна постройка, разместившаяся на северной окраине участка и предназначенная для жилья одного из членов причта, возможно пономаря. В остальном монастырская территория не претерпела изменений. Поэтому план 1782 года, и рисованная параллель города Плёса начала 1800-х годов, неизвестного автора, также не зафиксировашая других изменений на территории монастыря, дают нам представление об облике этой небольшой обители.

В конце XVIII века пустынная местность, отделявшая бывший монастырь от городской застройки, была занята сооружениями полотняный фабрики плёсково купца 2-й гильдии Частухина, одного из крупнейших поставщиков льна на Нижегородскую ярмарку.
Упраздненную пустынку бывшие вкладчики и прихожане из города не оставили своим попечением и продолжали посещать и проявлять заботу уже о приходской Преображенской церкви. Делали вклады и пожертвования, отписывали в завещаниях суммы на ремонт и убранство храма. Одним из вкладчиков церкви был единственный за всю историю города городничий, в бытность Плеса уездным центром с 1778 по 1798 годы, премьер-майор Иван Иванович Клементьев.

В 1833 году, рядом с Преображенской церковью, над склоном берегового плато, было открыто новое городское кладбище. Там же планировалась постройка кладбищенской церкви, но функции последней перешли к Преображенской, которая в 1840 году была перестроена в камне, с каменную же колокольнею, усердием благотворителей, так как деревянная ее предшественница сгорела в 1839 (? 1838) году.

Благодаря богатым пожертвованиям интерьер церкви из года в год всё более украшается, храм регулярно ремонтируется, строятся необходимые для жизнедеятельности прихода хозяйственные строения и жильё причта. Также как и во времена пустыни, приходские строения расположенные несколько на отшибе от городских кварталов, образуют некий своеобразный мирок, который в народе до сих пор продолжает именоваться – «пустынкой».


Ойнас Д.Б.
Спасо-Преображенская мужская пустынь в городе Плесе
// Материалы научно-практической конференции:
Проблемы изучения памятников православной культуры.

Если у вас возникли вопросы или предложения, можете написать мне:
·         на e-mail: ojdmitrij@yandex.ru
·         в Facebook - https://www.facebook.com/dmitry.oinas

·         или в Skype – ojdmitrij1
Углич. 1999.

Популярные сообщения