О необходимости введения статуса памятники рукотворного ландшафта и их комплексного исследования


Появление первых рукотворных ландшафтов связано с выделением человека из природы. Формирование рукотворных ландшафтов можно разделить на два периода: неосознанный и сознательный. Для нас наибольший интерес представляют второй период, который длится и по сей день.
С освоением территории центральной Руси земледельцами, на ней начинается период сознательного формирования ландшафтов. Но наиболее активное преобразование ландшафтов приходится на период установления стабильных границ землепользования. Понятие - сознательно преобразованный ландшафт - не подразумевает оптимального его использования и не дает гарантии экологической гармонии.
Изучение истории ландшафтопреобразовательной деятельности человека могло бы дать необходимый материал для экологически грамотного ведения хозяйства.
Ландшафты не находится в неизменном виде, а изменяются с течением времени. При этом утрачивается ценнейшая информация. Существует насущная необходимость в их исследовании. Необходимо придать этим памятникам соответствующий статус. Это позволит сохранить их для будущих исследователей, а также избежать методологических ошибок при установлении режима охраны, исследований и эксплуатации. На сегодняшний день далеко не все памятники рукотворного ландшафта (ПРЛ) попали в поле зрения исследователей. Наиболее распространенная ошибка - причисление их к памятникам природы. В результате устанавливается неудачный режим охраны и эксплуатации, который может привести к полной утрате памятника.
Памятники природы возникают и развиваются без вмешательства человека. Памятники рукотворного ландшафта напротив появляются в результате деятельности человека и нуждаются в постоянном его вмешательстве.
Мы считаем, что все памятники рукотворного ландшафта можно разделить на две основные группы: 1. единовременно сформированные и 2. формируемые в процессе жизнедеятельности. Первые характеризуются сознательным целенаправленным их созданием. Это могут быть, например, парки, пруды, валы, противоэрозионные, ирригационные и осушительные системы, насыпные холмы, запруды и тому подобное. Вторые могут формироваться как сознательно, так и неосознанно. Например, сознательно формируются поля, огороды, плодовые сады, суходольные и пойменные луга Средней полосы. Неосознанно формируются пустыни, степи, леса в густонаселенных районах.
В состав памятников рукотворного ландшафта могут входить рельеф, технические и архитектурные сооружения, растительность и животный мир, поэтому наиболее эффективно и полно они могут быть исследованы при привлечении специалистов разных профилей. Но первичный сбор информации может проводиться на месте любым исследователем. Накопителем информации может стать, например, Краеведческое общество, которое определив наиболее ценные из памятников рукотворного ландшафта, направляла бы деятельности исследователей в нужное русло, а также заботилась о постановке памятника на необходимую охрану. Собранная информация могла бы послужить базой для более обширных исследований, чем проводимые только в отдельных регионах. Совместно создаваемый банк данных облегчил бы работу, а в конечном итоге помог бы определить дальнейшую судьбу каждого конкретного памятника рукотворного ландшафта.
Не все памятники рукотворного ландшафта подлежат сохранению. Для этого следует выбрать наиболее яркие и ценные примеры, все же остальные необходимо подвергнуть тщательному изучению.
На наш взгляд, наиболее яркими представителями таких памятников являются, незаслуженно забытые усадебные ансамбли. Наибольшего внимания они требуют еще и потому, что сочетают в себе различные типы рукотворных ландшафтов, имеют культурно историческую, эстетическую ценность.
Усадебные ансамбли могут включать в себя жилые и хозяйственные постройки, технические сооружения, парки с присущими им элементами малой архитектуры, сады и огороды, культовые сооружения.
Возьмем для примера усадьбу Алексеевская в селе Ногино Приволжского района, как образец удачного взаимодействия человека и природы.
Усадьбу начали строить в конце XVIII века на месте бывших пашен, на правой стороне оврага, по дну которого протекал ручей. Приблизительно одновременно с постройкой усадебного дома овраг был перегорожен дамбой, вокруг дома посажены парк и плодовый сад. Результатом стало полное преобразование местности. Созданный пруд полностью изменил гидрологический режим, а также внес значительный изменения микроклимат близлежащих окрестностей. Повышение уровня грунтовых вод создало благоприятные условия для произрастания древесно-кустарниковой растительности в парке. Правда западная часть парка оказалась в условиях некоторого избыточного увлажнения. Проблема была решена созданием ограды типа «ах-ах», представлявшей собой ров, заполненный водой. Перекрытие оврага дамбой остановило его развитие и уменьшила поверхностный смыв. Ход почвообразовательных процессов, очевидно, также изменился. Налицо очевидная оптимизация ландшафта. Даже сегодня, несмотря на то, что дренажные канавы засорены и не действуют, никто не ухаживает, там прекрасно себя чувствуют требовательные к условиям произрастания липа и пихта. В этих условиях пихта Сибирская нашла свою вторую родину. Она дает здесь прекрасные приросты до 60 см, размножается вегетативно и самосевом.
Следует добавить, что сейчас в парке растут и другие древесные растения: ель обыкновенная, береза бородавчатая, клен и другие.
Мы смогли изучить только часть всех изменений произошедших в результате постройки усадебного комплекса. Усадьба, несомненно представляет большой интерес для почвоведа, геоботаника, эколога, занимающегося проблемами сукцессии, так как имеется достаточно точная дата ее создания, что позволило бы проследить произошедшие в биогеоценозах изменения во времени. В результате изменения ландшафта резко увеличилось разнообразие местообитаний, что несомненно сказалось на численности и составе животного мира, что должно привлечь внимание зоологов.
Постройки, входящие в состав усадебного комплекса, являются интересным объектом исследования для архитектора.
Существует еще немало примеров удачного взаимодействия человека и природы. Их также предстоит еще выявить и исследовать.
Мы считаем, что сегодня насущно необходимо введение статуса «Памятник рукотворного ландшафта». Это особый вид наследия, требующий особых комплексных подходов к их изучению и сохранению. Они не только часть нашего прошлого, носители информации и примеры взаимодействия человека и природы, но и актуальные образцы для системы землепользования, индикаторы процессов ландшафтопреобразующей деятельности современного человека.


Д.Б. Ойнас, А.И. Сорокин. О необходимости введения статуса - памятник рукотворного ландшафта. // Краеведческие записки. Ивановский государственный университет, Ивановское областное краеведческое общество. Иваново. 1995.

Если у вас возникли вопросы или предложения, можете написать мне:
·         на e-mail: ojdmitrij@yandex.ru
·         в Facebook - https://www.facebook.com/dmitry.oinas

·         или в Skype – ojdmitrij1

Комментарии

Популярные сообщения